Когда медвепуты окончательно достанут всех и на улицы вывалятся протестовать не нынешние гламурненькие несогласные с плакатиками на английском, а озверевшие обыватели, которые начнут крушить магазины (ну-ка, все дружно вспомнили хлебный бунт в Петрограде в феврале 17-го), только ООН сможет спасти кремлядь от возбужденной толпы. Нет, речь не о той ООН, которая санкционировала интервенцию в Ливии, я имею в виду громил в сером камуфляже, которые раньше назывались омоновцами. В связи с переименованием ментов в господ полицейских привычная аббревиатура ОМОН канула в лету, а официального приказа о новом названии зондеркоманд МВД не появилось, в регионах начали проводить
ребрендинг по собственному разумению. Так в Москве ОМОН стал именоваться Центром специального назначения полиции, в Питере, а вслед за ним и в ряде других регионов структура получила наименование Отряд особого назначения (ООН). Однако 3 октября вся опричная братва будет привычно отмечать День ОМОН, поскольку приказа о переименовании ведомственного праздника тоже не поступало.
По случаю торжественной даты предлагаю проанализировать тенденции, имеющие место быть в карательных органах РФ, а они весьма красноречивы. Но сначала немного истории. Появился ОМОН на закате Перестройки. Первой ласточкой стал московский отряд, созданный в 1987 г. на базе полка патрульно-постовой службы милиции, но официальной датой рождения ментовского спецназа считается 3 октября 1988 г., когда ОМОН появился в 12 городах Советского Союза. Создавались эти подразделения для пресечения массовых беспорядков, то есть, попросту говоря, для разгона демонстраций. Примерно в то же время в широкий обиход были введены резиновые дубинки — непременный атрибут современного ооновца.
Кстати, впервые вопрос о вооружении полицейских дубинками был поставлен в 1881 г, но Александр III отверг это предложение, посчитав дикостью. Поэтому впервые с полицейскими дубинками русские познакомились лишь в 1941-1944 гг, когда евопейские цивилизаторы вооружили ими господ полицаев для привития восточным варварам передовых понятий о праве и дисциплине. Формально резиновая дубинка была принята на вооружение советской милиции на закате царствования Хрущева после печально знаменитого новочеркасского расстрела. Однако ее разрешалось применять только для самообороны, «пресечения буйства и бесчинства хулиганов и других преступников», а на использзование оной было наложены такие обширные ограничения (запрещалось ее применение в помещениях милиции, удары по лицу и голове и т. д.), что фактически сотрудникам милиции она оказалась ненужной, тем более, что вооружение ею личного состава МВД нужно было согласовывать с обкомом партии. А какой же обком даст на это санкцию, если по телевизору каждый день показывают, как западные полицейские жестоко дубасят дубиналом борцов за мир и прочих представителей прогрессивной общественности? Нет, резиновая дубинка однозначно считалась оружием идеологически чуждым. Складские запасы РП-73 (резиновая палка образца 1973 г.) оказались востребованными лишь тогда, когда в СССР повеяло демократией. Их так и прозвали в народе — «демократизаторы». У меня на родине у РП-73 было еще одно меткое прозвище — елдак, что на местном тюменском диалекте означает буквально х..й, а елдить, елдачить — соответсвенно «е…ать». Что делать, чтобы вас не отъелдачили, кратко написано здесь.
Высокую культуру применения елдака в Тюмень привезли именно омоновцы. После развала СССР омоновские подразделения остались лишь в двух городах РСФСР — Москве и Петербурге. А Тюмень удостоилась чести принять у себя рижский ОМОН, который 1 сентября 1991 г. на 14 военно-транспортных самолетах был переброшен из уже совершенно суверенной Латвии. Часть омоновцев вскоре поселили в импровизированное общежитие в гостинцу «Колос» в 20 метрах от моего дома, так что в течение нескольких лет мне довелось наблюдать этих представителей ментовской фауны, что называется, в собственной берлоге. От обычных мусоров они отличались в быту разве что умеренностью в употреблении алкогольных напитков и склонностью к физическим упражнениям. Зато в служебное время они наводили такой шухер в довольно тихом провинциальном городке, что возмущенная общественность завалила милицейское начальство требованиями умерить пыл этих соколиков. Например, самым обычным делом для рижан было завалиться в масках (тогда это тоже была диковинка) в ресторан, уложить всех посетителей мордой на пол, обшмонать, после чего тех, у кого обнаружено что-то незаконное, оформляли в наручники и увозили, а остальным желали приятного продолжения вечера. Всякие осмелившиеся вякать «А по какому праву?» тут же получали по почкам уже упомянутым елдаком. Конечно, в начале 90-х в ресторанах гуляла публика, скажем так, с явным налетом деклассированности, все же практика подобных облав вызывала всеобщее негодование. Но это все уже далекая история.
Перейдем к настоящему. Сегодня силы ООН стремительно наращиваются, что наглядно свидетельствует: для Кремля главный враг — не НАТО и даже не вездесущий международный терроризм, а собственные подданные. Специализированная структура в ФСБ, занимающаяся предотвращением терактов, была ликвидирована еще в конце 90-х приказом тогдашнего главы ведомства Путиным. Он же, став президентом, фактически добил радиоэлектронную разведку, а сегодня ГРУ Генерального штаба вообще ликвидируется. Формально оно преобразуется из главного управления в обычное управление, но на деле это выглядит именно как ликвидация — сотни офицеров разведки увольняются, бригады спецназа ГРУ расформировываются, об агентурной разведке уже давно никто не вспоминает. С той же поспешностью табуреточный министр обороны громит армейский спецназ и ВДВ. У некоторых наблюдателей даже складывается мнение, что медвепуты боятся армию, но оснований к этому я не вижу — офицерский корпус настолько гнилой и ссучившийся, что ни малейшей опасности для правящего режима не представляет. Думаю, демилитаризация РФ — это плановое мероприятие тандема по утилизации страны, о чем я писал здесь. А вот наращивание карательной мощи МВД — факт, свидетельствующий о страхе элиты перед массовыми бунтами.
Для тех, кто до сих пор наивно полагает, что ООН — это инструмент по борьбе с преступностью, надо кое-что пояснить. Для борьбы с криминалом, в т. ч. с оргпреступностью, в структуре МВД РФ в 1992 г. были созданы СОБР — специальные отряды быстрого реагирования, позже реорганизованные в отряды милиции специального назначения (ОМСН), на которые возлагались задачи по ликвидации террористических групп, освобождению заложников, захваченных самолетов и поездов, захвату вооруженных преступников, по борьбе с бандформированиями и т. д. СОБР находились в оперативном подчинении РУБОП — региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, ОМСН являлись подразделением криминальной милиции в отличие от ОМОН, подчиняющихся милиции общественной безопасности. Ныне ОМСН переименованы в отряды специального назначения полиции (ОСНП), но фактически происходит их ликвидация. Ведь преступность правящему режиму нисколько не угрожает. Кстати, один бывший собровец, когда я спросил его о том, чем СОБР принципиально отличается от ОМОНа, бесхитростно ответил, что в СОБРе начальство не бьет своих подчиненных, а в омоновских подразделениях рукоприкладство — обычное дело.
Формально, опять же, ОСНП не упраздняются, а объединяются с ООН (процесс идет с 2009 г.), но на деле это и есть ликвидация. Дело в том, что СОБР-ОМСН являлись элитными подразделениями, служили в них исключительно офицеры, высшее образование было обязательным, высокие требования предъявлялись к интеллектуальным и психологическим качествам бойцов, большое внимание уделялось индивидуальной подготовке спецназовцев, на высоком уровне была поставлена огневая, штурмовая и альпинистская подготовка, саперное дело. В целом уровень подготовки собровцев немногим уступал таковому у легендарных «Вымпела» и «Альфы». Поэтому в свое время СОБР активно и весьма успешно использовались для проведения самых сложных спецопераций в Чечне. И вот теперь эти немногочисленные элитные подразделения объединяют с зондеркомандами, чье главное предназначение — елдачить дубинками несогласных и разгонять голодных шахтеров. Комментарии тут излишни. Кстати, еще до слияния ОМОН и ОМСН последним добавили новую функцию: участие в мероприятиях, направленных на пресечение преступлений экстремистской направленности. Ну, сами понимаете, что у нас сегодня называется экстремизмом — все, что вызывает неудовольство властей. Протестуешь против повышения цен на бензин — ага, вот ты уже и экстремист.
Какова же сегодня в РФ численность ооновского поголовья? Если в 1992 г. их было 3 отряда, то в 2003 г уже 98, а в 2007 г. по словам замминистра внутренних дел Суходольского в стране действует 121 отряд численностью более 20 тысяч бойцов. Помимо этого в 2007 г. в штате МВД значилось 87 ОМСН численностью 5,2 тысячи человек. Данных о нынешней численности спецподразделений МВД мне найти не удалось, но интеполируя данные о наращивании карательной мощи, можно смело предположить, что сегодня в РФ не меньше 30 тысяч ооновцев. Еще в 2005 г. для руководства всеми спецподразделениями был создан Центр оперативного руководства деятельностью спецподразделений (ЦРД СП) МВД РФ, причем в его подчинении с недавних пор находится и авиация, которая появилась в структуре МВД в 2003 г. (ранее ментов обслуживала авиация внутренних войск). Сегодня МВД имеет более десятка авиаотрядов. Причем на вооружении они имеют даже беспилотники (армии они какбэ ни к чему, пусть разведка пехом по горам духов гоняет). В планах правительства сделать аэомобильными все(!) региональные управления внутренних дел.
Зачем? Странный вопрос. Что такое 30 тысяч костоломов на 140 миллионов населения? Но сила карательных органов не в количестве мордоворотов, а в организованности и логистике. Ведь бунты обычно вспыхивают стихийно, сегодня — здесь, завтра — там. И потому МВД наращивает свои возможности по мобильности зондеркоманд. В принципе 10 тысяч мордоворотов, вооруженных в том числе и тяжелой боевой техникой, способны быстро и эффективно «умиротворить» город-миллионник. Если Кремль не видит угрозы массовых волнений в стране, то авиация министерству внутренних дел совершенно не нужна, а раз она появилась, то дело яснее ясного. Для быстрой переброски карателей в самые отдаленные регионы есть еще одна веская причина. В декабре 2008 года на Ил-76 подмосковный ОМОН «Зубр» (точнее сводный отряд на его базе из смоленских, тамбовских и калужских омоновцев )был доставлен из Москвы во Владивосток для разгона манифестаций против повышения пошлин на иномарки. Думаете, наличных сил для этого не хватало? Нет, их было даже с избытком. Но тут в дело вступает морально-психологический фактор. Ведь обычные менты — тоже люди, и живут по соседству с несогласными, которых они должны елдачить по голове дубинками, и возможно, убивать. А это страшно. Нет, не убивать, страшно потом будет домой по темным улицам ходить. Вот и прислали на Дальний Восток зондеркоманду из Подмосковья — у них там ни родни, ни знакомых. Случись заваруха в Москве — наводить в ней «конституционный порядок» пригонят ооновцев с того же Владивостока. Кстати, московский ОМОН давно уже имел характерную особенность — в нем практически не служат москвичи, все больше приезжие и жители Подмосковья. Причина все та же — чем меньше карателей связывает с аборигенами, тем решительнее они будут карать. А еще приезжие более зависимы от начальства, нуждаются в ведомственном жилье, например.
Кстати, как заявил Михаил Пашкин, председатель профсоюза милиции Москвы и Московской области, «Зубр» больше во Владивосток на разборки не поедет, потому что, провожая их, местные жители обещали в следующий раз встретить самолет с картелями гранатометным залпом. Учитывая, что во Владивостоке большое количество военных, и добыть оружие с многочисленных складов не такая уж и проблема, эта угроза не кажется столь уж пустой. Не беда, в следующий раз «зубров» пошлют усмирять, например, Калининград — там тоже народец неспокойный живет.
Для подавления всякого рода протестов, как вы понимаете, одних резиновых елдаков недостаточно. Поэтому с 2007 г. реализуется широкая программа по насышению зондеркоманд спецтранспортом. На вооружение ООН помимо армейских БТР поступают специально оборудованные транспортные «Уралы» (вахтовые автобусы, которые можно использовать в качестве автозаков), бронеавтомобили «Тигр», штурмовой разградительно-заградительный спецавтомобиль Абаим-Абанат и такое чудо карательной техники, как бронированный водо-газо-гранато-мет «Лавина-Ураган», командно-штабные машины (КШМ) и даже специально оборудованные мобильные командные пункты. Личный состав ООН вооружен тоже весьма серьезно, по штату мотострелкового подразделения, включая армейские снайперские винтовки, пулеметы и гранатометы. Вы сомневаетесь в том, что полицейскому спецназу нужны противотанковые гранатометы и бронеавтомобили пятого класса защиты? А зря. Ведь всякое может быть, например, бунтовщики захватят какую-нибудь воинскую часть, или того пуще, взбунтуются сами военные. Тут уж без тяжелого оружия и поддержки с воздуха не обойтись.
Но вообще-то ООН предполагается использовать исключительно для подавления мирных протестов, а в случае вооруженного мятежа в дело должны вступить внутренние войска, численность которых, как пишут некоторые СМИ, уже превысила численность армии (вероятно, они имеют в виду общую численность МВД). А это параллельная ооновской структура со своим спецназом (тут уже все серьезно — это не только отдельные отряды, а армейские бригады), своей авиацией (в т. ч. ударной), танками, спецтехникой, артиллерией и даже морскими частями. Разве что своих ПВО и тактического ядерного оружия у внутренних войск по борьбе с внутренним врагом пока нет. Надеюсь, никого уже не удивляет, что если армию у нас всегда реформируют в сторону сокращения, ослабления и разоружения, то внутренние войска наращиваются численно и улучшаются качественно. Одно плохо — во внутренних войсках слишком большой процент призывников, а это не очень надежный контингент в случае, когда надо будет стрелять по женщинам и детям. Именно поэтому, наверное, повышается боевая мощь ООН.
Помимо ВВ и ООН Кремль в случае широкомасштабного кризиса в какой-то мере может рассчитывать на корпоративные вооруженные формирования (они есть у «Газпрома, «Транснефти» и др.), а так же на иностранных наемников. Последние уже постепенно наращивают свое присутствие в РФ, причем правительство предпочитает иметь дело с израильскими ЧВК, а последние известны… как бы это поделикатнее выразиться, отсутствием комплексов, то есть напропалую занимаются контрабандой оружия, подготовкой боевиков наркомафии в Южной Америке и террористов в Азии, заказными убийствами и диверсиями. Но, как ни крути, основная тяжесть работы по спасению правящего режима ляжет на плечи ооновцев, которые сегодня отмечают свой профессиональный праздник. И поскольку официально День ОМОН еще не переименован, предлагаю ежегодно 3 октября праздновать День карателя.